Монтаж и хранение троса

2104

Монтаж каната

Состояние троса перед установкой

Перед тем, как установить канат на кран, надо проверить:

  • Отсутствие повреждений изделия, его соответствие сертификату и инструкции по эксплуатации крана.
  • Исправное состояние блоков и барабана.

Измерьте фактический диаметр троса (без нагрузки) и зафиксируйте его.

Неправильные способы разматывания каната

Неправильные способы разматывания каната

Правильные способы разматывания каната

Правильные способы разматывания каната

Многослойная навивка каната с бобины на барабан лебедки

Многослойная навивка каната с бобины на барабан лебедки

Сматывая канат с катушки, делайте это прямолинейно и с небольшим натягом. Это исключит спадание троса, его перекручивание и появление петель, предотвратит смятие и залом каната. Трос в бухте поместите на горизонтальный поворотный стол. Канат малой длины можно размотать с бухты, оставив один конец свободным. С катушки это делать нельзя. Чтобы правильно смотать трос, катушку размещают максимально далеко от барабана крана. Это уменьшит угол схода каната, тем самым избежав его перекручивания.

Разматывая канат с катушки, гасите инерцию ее вращения путем торможения бобины. Навивая трос на барабан, избегайте смены направления его изгиба. Если канат сматывают с верха бобины, то навивают его на барабан крана тоже сверху. Наматывая трос на барабан слоями, обеспечьте канату небольшое натяжение торможением бобины.

При сматывании троса исключите касания им пола/почвы, чтобы избежать загрязнения и абразивного износа. Если от каната надо отрезать кусок нужной длины (без сварки), точку реза отделяют с обеих сторон, обвязывая их мягкой проволокой. Длина навивки – не менее 2 диаметров троса (L = 2d). Трос не расплетется и сохранит структуру.

Навивая канат на крановый барабан, не допускайте контакта троса с любыми деталями грузоподъемного механизма.

Приработка новых тросов

Перед эксплуатацией нового каната, убедитесь в исправности и правильной работе средств безопасности крана. Заменив изношенные тросы (стрел, грузовые и т.д.) либо сделав их перепасовку, проверьте ее соответствие схеме, содержащейся в эксплуатационной инструкции крана, и состояние крепления концов канатов. Важно проконтролировать обтяжку тросов весом, равным номинальной грузоподъемности крана, и дальнейшим (при надобности) уравниванием длины тросовых ветвей.

Правильную обкатку каната выполняют, начиная эксплуатацию крана с грузами массой на 0,1 меньшей номинала и с уменьшенной скоростью подъема/опускания.

Техническое обслуживание канатов

Эти операции назначают в зависимости от:

  • Типа троса и крана.
  • Характера их работы.
  • Условий наружной среды при эксплуатации.

Периоды обслуживания определяет инструкция крана по эксплуатации, их соблюдение контролирует подготовленный специалист. Ресурс троса сокращается из-за несвоевременности выполнения обслуживания.

Во время эксплуатации тросы нужно своевременно смазывать (исключая не смазываемые изделия), вообще не допуская отсутствия смазочного слоя. Тщательно осматривают участки троса, трущиеся о блоки или наматываемые на барабаны. Наносимая канатная смазка и заводская должны быть совместимыми. Если в инструкции по эксплуатации крана рекомендаций по смазке для каната нет, запросите их у изготовителя подъемного оборудования.

При эксплуатации троса в атмосфере агрессивных веществ или абразивных частиц, частоту его обслуживания увеличивают.

Если при осмотре каната обнаружены разрывы его отдельных проволок, их удаляют, чтобы не травмировать персонал и не повредить детали кранов. Делается это многократным перегибом нити в углублении, образованной прядями. Место удаления указывают в инструкции по эксплуатации, чтобы упростить контроль состояния каната. Если обнаружено недопустимое число оборванных нитей около крепления троса, изделие можно укорачивать (если нет аналогичного дефекта на оставшемся участке). Но должна быть полная уверенность, что:

  • Канат не поврежден.
  • На крановом барабане (в нижнем положении грузового захвата) есть запас витков троса.

Хранение каната

Разгружают катушки/бухты с канатом так, чтоб не испортить трос и его упаковку, и по правилам техники безопасности. При выгрузке бобин/бухт исключены их удары, смятие, другие действия, вызывающие повреждения каната.

Хранят тросы в сухих неотапливаемых помещениях, без контакта с полами. Не допускается наличие в атмосфере химических/агрессивных веществ, вызывающих коррозию. Если сухого склада нет, канаты сохраняют так, чтобы влажность не спровоцировала коррозионное разрушение.

Трос в теплом помещении периодически проворачивают (0,5 оборота) во избежание стекания смазки. При складском хранении канат контролируют на предмет повреждений (ржавчина на поверхности и т.д.) и принимают меры по их недопущению. Смазки – консервационная и заводская должны быть совместимыми.