Дефекты тросов

22177

Контроль состояния тросов

Основания для отбраковки каната указывают в эксплуатационной инструкции к крану, при их отсутствии – в указанном ГОСТе. Если в документации на кран нет особых указаний, его неподвижные тросы выбраковывают раз в 5 лет, вне зависимости от состояния.

Повреждение троса – результат воздействия нескольких дефектов. Степень разрушения каната оценивают подготовленные специалисты. Если состояние быстро ухудшается, нужно определяться с причинами и устранять их. В крайней ситуации изделие выбраковывают.

Если дефекты выявлены на небольшом участке троса, возможна отбраковка только этого куска с его отрезкой и укорочением общей длины.

Выбракованный канат можно менять только на изделие, описанное в технической документации к крану. Совпадение диаметра, типа, конструкции, минимальных разрывных усилий – обязательны. Фиксация оконечностей троса на грузоподъемных механизмах делается по рекомендованной методике от изготовителя крана. Если используют другой (аналогичный) канат или видоизменяют его крепление, нужно согласование от представителя компании-изготовителя грузоподъемного агрегата или надзорного органа, имеющего специальное разрешение.

Новый трос имеет заводской сертификат качества, без него установка изделия не допустима. Оригинал документа/копию сохраняют с инструкцией по эксплуатации крана. В последний документ вносят сведения при замене каната.

1 - Выдавливание проволочки из пряди

1 - Выдавливание проволочки из пряди

2 - Выдавливание сердечника

2 - Выдавливание сердечника

3 - Местное уменьшение диаметра каната

3 - Местное уменьшение диаметра каната

4 - Выдавливание пряди

4 - Выдавливание пряди

5 - Сплющивание пережатие каната

5 - Сплющивание пережатие каната

6 - Перекручивание каната

6 - Перекручивание каната

7 - Раскручивание каната

7 - Раскручивание каната

8 - Волнистость каната

8 - Волнистость каната

9 - Корзинообразная деформация

9 - Корзинообразная деформация

10 - Износ наружных проволочек

10 - Износ наружных проволочек

11 - Наружная коррозия

11 - Наружная коррозия

11-1 Наружная коррозия увеличенный участок каната

11-1 Наружная коррозия увеличенный участок каната

12 - Обрывы проволочек на наружной образующей пряди

12 - Обрывы проволочек на наружной образующей пряди

13 - Обрывы проволочек в углублениях между прядями

13 - Обрывы проволочек в углублениях между прядями

14 - Некрутящийся канат с выдавленной внутренней частью

14 - Некрутящийся канат с выдавленной внутренней частью

15 - Местное увеличение диаметра

15 - Местное увеличение диаметра

16 - Перегиб каната

16 - Перегиб каната

17 - Сплющивание (пережатие каната)

17 - Сплющивание (пережатие каната)


Оценка степени коррозии троса

1 - Начало окисления

1 - Начало окисления

Начало окисления каната (следы коррозии). Коррозию можно удалить протиркой. Степень повреждения — 0 %

2 - Поверхность шероховатая

2 - Поверхность шероховатая

Поверхность проволочек шероховатая, коррозия распределена равномерно по длине каната. Степень повреждения — 20 %

3 - Поверхность сильно поражена

3 - Поверхность сильно поражена

Поверхность проволочек сильно поражена окислением, равномерно по длине каната. Степень повреждения — 60 %

4 - Сильно поражена

4 - Сильно поражена

Поверхность проволочек сильно поражена точечной коррозией, язвочки на проволочках, ослабленные проволочки, просветы между проволочками. Степень повреждения — 100 % — выбраковка каната.

Имеется несколько уровней проверки состояния канатов.

Ежедневный визуальный осмотр

Поиск видимых повреждений каната выполняется перед началом каждого рабочего дня. Он делается крановщиком при его достаточной подготовленности. Осматривается вся работающая длина троса, особенно – участки перегибов в районе барабана и блоков, узлы крепления концов. Если канат навит на шкив многослойно, особенно тщательно изучают зоны перехлестов. Контролируется правильная навивка троса на барабан, отсутствие препятствий и смещений канатов на блоках.

Визуальный осмотр троса обязателен после его переустановок или смене конфигурации подъемного оборудования (замене агрегатов, стрел и т.д.).

Если техническое состояние кранового каната заметно ухудшилось, работу грузоподъемного устройства останавливают, а трос осматривают.

Периодические проверки

Этот вид контроля поручают компетентным специалистам. Результат – одно из таких заключений:

  • Канат в удовлетворительном состоянии, может эксплуатироваться до периодической проверки (с назначенной датой).
  • Допускается безопасная работа троса в определенный период времени с последующей заменой.
  • Трос имеет неудовлетворительное состояние, эксплуатация крана запрещена до его замены.

Чтобы оценить состояние троса, применяют визуальный и (или) инструментальный контроль. Степени повреждения канатов оценивают как часть максимально допустимых (20, 50, 100 %) либо легкая, средняя, очень высокая, отбраковка.

Список повреждений и способ их оценки:

  • Обрывы нитей, определяемые подсчетом (отдельные, на одном участке, между прядями или возле крепежа свободных концов троса).
  • Уменьшенное сечение из-за разрушения сердцевины, износа внешних/внутренних слоев контролируют по замерам.
  • Разрывы и переломы пряди находят визуально.
  • Коррозионное разрушение – визуальным путем.
  • Деформирование – визуальным способом либо замерами (только волнистость).
  • Механическое или термическое (включая последствия электрических искр) повреждение – визуально.

Число периодических проверок канатов определяет эксплуатационная документация крана. Ее определяют:

  • Государственный орган технического надзора за грузоподъемными устройствами.
  • Вид оборудования и режим его работы.
  • Условия наружной среды в месте установки агрегата.
  • Результаты прошлых проверок.
  • Срок эксплуатации троса и опыт его использования на аналогичных механизмах.

Специалист, проводящий периодический контроль, может порекомендовать сократить время между проверками из-за условий эксплуатации крана, смены режима его работы, а также происшедших инцидентов.

При периодической проверке осматривают всю длину каната. Если он очень длинный, допустим осмотр его рабочего участка с 5-ю витками на барабане. Если меняется конфигурации крана с увеличением рабочей длины троса, осматривают этот дополнительный участок.

Особо внимательно изучают такие узлы:

  • Крепеж – троса к шкиву, свободного конца каната.
  • Участки скольжения по блокам, полиспастам, грузовым захватам, ограничителям нагрузок, лебедкам перемотки и укладчикам канатов.
  • Перегибов – для подъемных механизмов с продолжительным удержанием подвешенных грузов.
  • Нагрева троса и его соприкосновения с неподвижными элементами.
  • Перехлеста при многослойных навивках.

Если необходимо, могут осматриваться внутренние слои канатов.

Проверяется крепеж свободных концов троса. Неразъемную заделку (типа обжимной втулки) исследуют острым предметом на отсутствие двигающихся, слабо держащихся нитей. Их наличие говорит об обрывах проволок под втулкой. Заделка должна быть без деформаций и износа. Коуш из металла не может иметь трещин и следов проскальзывания каната. У разборной клиновой заделки контролируют правильную сборку. Трос соприкасается только с конусом наружной обоймы, все остальное – свободно для досмотра. Не допустимы растрескивания, разрыв проволок перед узлом.

Специалист, делающий периодическую проверку, заносит данные (состояние троса с указанием степени износа, дата следующего контроля) в эксплуатационную документацию. Результат оформляют протоколом, хранящимся вместе со статистикой работы тросов. Эти документы – документальное обоснование оценок работоспособности изделий.

Если с краном произошел инцидент, при котором возможно повреждение каната и его крепления, трос подлежит внеочередному контролю (периодическая проверка) перед запуском оборудования в работу. Такие же требования – к проверке кранов, имеющих простой в работе, превышающий 3 месяца.

В том случае, если на грузоподъемном агрегате используется пара канатов и выбракован один из них, автоматически заменяется и другой. Причина – неравномерная вытяжка тросов.

Инструкция по эксплуатации крана может содержать требования по контролю состояния каната неразрушающими методами. Проверку делают на предприятии изготовителе троса либо после начала пользования канатом. Результат сохраняют в эксплуатационной документации для сравнительной оценки при следующей проверке.